вторник, 13 апреля 2010 г.

Многоразовый космический корабль Буран

Проект Буран

Головным разработчиком корабля было специально созданное НПО «Молния». Новое объединение возглавил Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, уже в 1960-е годы работавший над проектом многоразовой авиационно-космической системы «Спираль».

Производство осуществлялось на Тушинском машиностроительном заводе с 1980 года; к 1984 году был готов первый полномасштабный экземпляр. С завода корабли доставлялись водным транспортом (на барже под тентом) в город Жуковский, а оттуда (с аэродрома Жуковский) — воздушным транспортом (на специальном самолёте-транспортировщике ВМ-Т) — на аэродром «Юбилейный» космодрома Байконур.

ОТЕЦ БУРАНА ЛОЗИНО-ЛОЗИНСКИЙ
интервью Лозино-Лозинского
Конструкторы "Бурана"
Лозино-Лозинский Глеб Евгеньевич – советский авиаконструктор, главный конструктор московского машиностроительного завода «Зенит».

Глеб Лозино-Лозинский
Он считал, что в космос надо летать на крыльях. Но у всех его "крылатых" проектов – "Буран", "Спираль", МАКС - судьба сложилась непросто. А начиналось все с ударной многоразовой системы "Спираль". В эти дни конструктору многоразовых авиа-космических систем Глебу Евгеньевичу Лозино-Лозинскому исполнилось бы 100 лет

Этот человек крайне редко попадал в объективы фото- и кинокамер. Фамилия главного конструктора отечественных многоразовых космических систем была известна немногим. 8 ноября 1988 года, когда весь мир - кто с восхищением, кто со страхом наблюдал за полетом "русской птички" - "Бурана", ее создатель, Глеб Лозино-Лозинский скромно затерялся в кругу подчиненных. Уже тогда он понимал – проект закроют.

"Несмотря на то, что "Буран" слетал только раз, но тот рывок увеличения авторитета нашей страны, который я наблюдал, посетив ряд стран, он полностью себя оправдал", - рассказывает Глеб Лозино-Лозинский, генеральный конструктор НПО "Молния" ( архив, июль 1999г.).

В преддверии 100-летнего юбилея Лозино-Лозинского в Роскосмосе собрались его соратники и друзья. Обычно коллегии здесь посвящены актуальным вопросам отечественной космонавтики. На этот раз вспоминали генерального конструктора многоразовых космических систем, которого можно поставить в один ряд с Сергеем Королевым. Всю свою жизнь Лозино-Лозинский считал, что в космос надо летать на крыльях. Но у всех его "крылатых" проектов – "Буран", "Спираль", МАКС - судьба сложилась непросто. А начиналось все с ударной авиакосмической системы "Спираль".

информация о Буране на английском

Buran - Reusable soviet space shuttle
Soviet Buran Space Shuttle
Buran space shuttle and the Energia launcher
SPIRAL Project
BOR-Raumgleiter

информация о Буране на немецком
Energija und Buran
Buran (Raumfahrtprogramm)

Проект Спираль
В рамках одной из таких программ разрабатывался проект авиационно-космической системы «Спираль». Система представляла собой комплекс из гиперзвукового самолета-разгонщика и орбитального самолета, который должен был выводиться в космос на его «спине».

Разработка «Спирали» велась конструкторским бюро Микояна, а главным

конструктором стал Глеб Лозино-Лозинский, наиболее известными созданиями которого являются тяжелый истребитель-перехватчик МиГ-31, и космический комплекс «Буран». «Спираль» и оказалась в итоге одним из первых шагов на пути к знаменитому «Бурану».

Конечным итогом работы должно было стать создание многоцелевого космического аппарата, способного выполнять разведывательные и ударные задачи, а также, возможно, осуществлять перехват неприятельских спутников, ракет и боеголовок. Появились несколько вариантов проекта:

- фото- и радиоразведчик;

- противокорабельный вариант, который предполагалось оснащать ракетами с ядерной боевой частью и использовать для поражения из космоса американских авианосцев;

- два вариант перехватчиков: фотоперехватчик, в задачи которого входила съемка спутников «вероятного противника» с близкого расстояния и передача изображений на землю, и истребитель, предназначенный для уничтожения целей.

источник Альтернативная ветвь советской космонавтики

к 100-летию со дня рождения Г. Е. Лозино-Лозинского
Зам. начальника комплексной бригады,
ответственный представитель НПО "Молния"
по испытаниям системы управления ОК "Буран"
на летающих лабораториях ЛЛ-1 и ЛЛ-2 (Ту-154Б),
Ведущий конструктор НПО "Молния", 1976 - 1990 год - Коротченко Виктор Иванович
Через полтора месяца после опубликования на сайте этой странички из источников, близких к руководству ЛИИ им.М.М. Громова, стало известно следующее.
Летающие лаборатории ЛЛ-1 (самолет Ту-154Б борт.№ 85083, переоборудовнный для проведения испытаний системы управления ОК "Буран на атмосферном участке полета) и ЛЛ-2 (самолет Ту-154Б борт.№ 85024 - тренажер для летчиков-космонавтов ОК "Буран") базировались на стоянке аэродрома "Раменское" в г. Жуковском, Московской обл. После распада СССР эти летающие лаборатории из федеральной собственности были переведены в собственность ЛИИ им.М.М. Громова.
За стоянку самолетов нужно было платить деньги, а денег на оплату стоянки у ЛИИ не нашлось.

Уникальнейшие летательные аппараты и отряд летчиков-космонавтов, которым руководил Игорь Петрович Волк, не вписывались в бизнес-схемы новых хозяев России конца ХХ века.

По личному приказу Начальника Летно-испытательного центра - Заместителя начальника Летно-исследовательского института имени М.М. Громова ВОЛКА Игоря Петровича (1995 - 1997 г.г.) ЛЕТАЮЩИЕ ЛАБОРАТОРИИ БЫЛИ РАСПИЛЕНЫ НА МЕТАЛЛОЛОМ!!!

Игорь Петрович! Как это было?
Расскажите специалистам, которые выпускали Вас в полет на этих летающих лабораториях, как случилось, что на огромном аэродроме Раменское не нашлось места, если не для полноценной жизни, то хотя бы для спокойной старости двух самолетиков, которые вместе с Вами проторили дорогу домой крылатым космическим аппаратам. Кому было нужно их уничтожить?

Комментариев нет: