воскресенье, 7 июня 2009 г.

Робот Nereus погрузился на дно Марианской впадины

June 2, 2009
Hybrid Remotely Operated Vehicle “Nereus” Reaches Deepest Part of the Ocean


Nereus
is first vehicle to enable routine scientific investigation to the deepest ocean depths worldwide


A new type of deep-sea robotic vehicle called Nereus has successfully reached the deepest part of the world’s ocean, reports a team of U.S. engineers and scientists aboard the research vessel Kilo Moana. The dive to 10,902 meters (6.8 miles) occurred on May 31, 2009, at the Challenger Deep in the Mariana Trench in the western Pacific Ocean.

The dive makes Nereus the world’s deepest-diving vehicle and the first vehicle to explore the Mariana Trench since 1998.

Nereus’s unique hybrid-vehicle design makes it ideally suited to explore the ocean’s last frontiers. The unmanned vehicle is remotely operated by pilots aboard a surface ship via a lightweight, micro-thin, fiber-optic tether that allows Nereus to dive deep and be highly maneuverable. Nereus can also be switched into a free-swimming, autonomous vehicle.




Робот Nereus погрузился на дно Марианской впадины


Подводный катамаран Nereus стал третьим глубоководным аппаратом, достигшим дна Марианской впадины. Видеосъёмка и фотографии дна, опубликованные в ночь на среду, являются первыми данными со дна мира более чем за 10 лет. Образцы грунта и донной живности, в том числе морской огурец, уже изучают специалисты.

В воскресенье, 31 мая, человечество вновь достигло самой глубокой точки Тихого, да и всего мирового океана – в провал Челленджера на дне Марианской впадины опустился американский глубоководный аппарат Nereus. Аппарат взял пробы грунты и провёл подводную фото- и видеосъёмку на максимальной глубине, подсвеченной лишь его светодиодным прожектором – дневной свет таких глубин никогда не достигает. В ночь на среду по Москве американский Национальный научный фонд и Вудхоулсовский океанографический институт опубликовали две фотографии, сделанные Nereus’ом.

Нынешнее погружение – первое за десять с лишним лет. Последний раз на дно Марианского жёлоба погружался японский аппарат «Кайко» в 1998 году; к сожалению, пять лет спустя трос, соединявший «Кайко» с поверхностью, оборвался в ходе выполнения научных работ в другой части океана, и аппарат утонул. А люди на дно Марианской впадины спускались и вовсе всего один раз – в 1960 году француз Жак Пикар и американец Дон Уолш провисели в толстой стальной батисфере Trieste над самым дном впадины в течение 20 минут; с тех пор ни один человек на такую глубину не возвращался. Глядя на отсчёты глубины, полученные разными аппаратами, можно подумать, что Тихий океан потихоньку мелеет.



Во время нынешнего погружения приборы Nereus’а зафиксировали глубину в 10 902 метра. Показатель «Кайко», впервые опустившегося сюда в 1995 году, составил 10 911 метров, а Пикар с Уолшем измерили значение в 10 912 метров. На многих же российских картах до сих пор приводится значение 11 022 метра, полученное советским океанографическим судном «Витязь» в ходе экспедиции 1957 года. Разумеется, всё это свидетельствует о неточности измерений, а не о реальном изменении глубины: кросс-калибровку измерительной аппаратуры, давшей приведённые значения, никто не проводил.

Давление на этой глубине более чем 1100 раз превышает атмосферное, и Nereus, названый именем древнегреческого морского старца Нерея, построен так, чтобы выдерживать такие испытания. Плавучесть подводного катамарана поддерживают около полутора тысяч полых сфер из особой сверхпрочной керамики; они упакованы в пластиковые соты, чем-то напоминающие лунки для яиц на дверце холодильника. А энергию аппарату дают свыше 4 тысяч литий-ионных аккумуляторов, вроде тех, что питают наши мобильные телефоны и лэптопы. Все вместе они способны запасти до 15 кВт-часов электроэнергии, которых хватает на несколько часов подводного плавания с максимальной скоростью 3 узла (это примерно 5,5 км/час – скорость пешехода).




описание продводного робота Nereus

Комментариев нет: